Просветленные: роман
Описание
Рецензия
«ИССЛЕДОВАТЬ И ИСПЫТАТЬ МУДРОСТЬЮ»
Роман «Просветленные» Светланы Ангарской
Литературное произведение, как и человек, не только проживает свою судьбу, но и выстраивает ее, притягивая к своей орбите судьбы других произведений и людей. Так произошло с романом «Просветленные» (Москва: Эксмо, 2015). Его автор, Светлана Ангарская, родилась на берегах Байкала. Хотя жизнь ее сложилась вдали от родного края, однако сила Сибирского моря, его чистота, мощь и глубина оказывали духовную поддержку в любых жизненных обстоятельствах. И роман «Просветленные», над которым работала Светлана, как будто отразил в прозрачной ясности языка – и бездонную синь небес, и суровые горные кряжи, и таежные дебри по диким обрывистым скалам. Эти глубоко личные истоки – и основа – творчества, воплотились в почти фантастическом сюжете уже вне созданного писательницей текста – но неразрывно с ним связанным. После того, как Светлана случайно оказалась на выставке художника из Бурятии Виктора Жидяева, прошедшей в Москве, в Тушино – ей запали в душу увиденные живописные полотна и графические листы… Как будто она давно ждала встречи с этими пейзажами, с суровой красотой Байкала, запечатленной с пронзительным чувством причастности, желанием «до самого донышка души» поделиться увиденным. Светлане Ангарской удалось познакомиться с художником из Улан-Удэ, они договорились об иллюстрациях к роману.
Рисунки, сделанные мастером, естественно, словно продолжение дыхания и любви к природе Подлеморья, легли на страницы, акцентируя внимание и усиливая посыл, направленный к читателю. К сожалению, сотрудничество писательницы и художника оказалось недолгим. Виктор Иванович ушел из жизни, не увидев произведение изданным.
Надо сказать, что Виктор Жидяев, сам в жизни крепкий и кряжистый, подобно сибирскому кедру, обладал удивительной силой притяжения и особого обаяния, присущего цельной личности. Все, чем он занимался, связано с воспитанием молодых художников, с тем, как любовно и бережно передавал им свой опыт и мастерство, вводил в мир искусства. В советские времена, при идеологическом загромождении художественной обстановки в Улан-Удэ, трудно было сказать что-то новое, выходящее за общепринятые нормы. Но Виктор Жидяев находил образный язык, часто зашифровывая в своем многоплановом художественном пространстве прорыв человеческой души к чему-то высшему и необъяснимому, чем и призвано заниматься настоящее Искусство.
В этом смысле и роман Светланы Ангарской можно представить в виде своеобразной матрицы: она находится в живой и трепещущей, мыслящей субстанции Космоса. И она, эта матрица, проецируются не только на наше время, но высвечивает и прошлое, и настоящее, и, возможно, предполагаемое будущее Земли – а вместе с тем и человечества, которое необдуманно, в погоне за все большим удовлетворением материального комфорта, наносит Природе катастрофический урон, приближая, по мнению автора, неизбежность экологического и гуманитарного Апокалипсиса, грозящего уничтожением всего живого. Матрица становится лабиринтом со множеством замысловатых коленцев, ответвлений, неожиданных поворотов. Герои романа, натыкаясь на препятствия, сомневаясь и ошибаясь – то испытывая экзистенциальный ужас, то внимая эзотерическим откровениям, – проходят испытания.
Действие развивается в реалиях так называемых «лихих 90-х». В сложных обстоятельствах, где творческие искания сметены «ветром перемен» – то есть, финансовыми проблемами и разборками с банкирами (читай: бандитами) – находится главный герой, режиссер Дмитрий Димов. В былые времена он создал (на ниве Госзаказа) с десяток весьма успешных фильмов. Однако не сдаваясь наступившему безденежью и необходимости иметь дело с банкирами-грабителями, он продолжает работу над явно провальным в коммерческом плане проектом. Это фильм «Тени Нострадамуса», который раскрывает жизненные перипетии известного мистика и предсказателя.
Эта тема в романе создает исторический фон, придавая повествованию масштабность эпического полотна, на котором проявляется тайный смысл множества событий. Говоря о пророчествах Нострадамуса, автор не акцентирует внимание на том, с какой степенью достоверности они сбылись и прошли ли «проверку временем». Скорее, это попытка раскрыть тайну подсознательных «озарений» и «импульсов» – того, что является движущей силой творческого процесса. Можно сказать, происходит сравнение того, как режиссер Димов погружается в работу над фильмом – и как Мишель Нострадамус транслирует свои «видения о будущем». По сути, это явления одного порядка: творчество «ясновидца» и режиссера – созвучны в своей основе.
Исторические экскурсы ко двору французской королевы Екатерины Медичи, эпизоды с Наполеоном Бонапартом раскрывают душевные переживания Мишеля, наделенного даром предвидения. Но ведь это «вечные» вопросы, которыми задается любой человек. Насколько материальна мысль, нужно ли быть осторожным в озвучивании своих видений, как научиться мыслить позитивно, есть ли в пространстве люфт и дает ли это возможность переиграть негатив? Последовательность событий в романе раскрывают тезис о том, что у «мыслящей ауры» – или «ноосферы» Земли – есть мощные механизмы кармического воздаяния за совершенные грехи. В ткань повествования вплетены те или иные ссылки, цитаты, аллюзии на высказывание и мысли величайших эзотерических Учителей – или Просветленных – посредством своих духовных деяний и трудов предсказывающих землянам грозные испытания, когда путь одного лишь материального обогащения, станет путем в никуда.
А между тем, сын режиссера Димова – Матвей, оказывается втянут в секту неких «тибетологов». Это вполне в духе времени, когда всевозможные «народные целители», самопровозлашенные «гуру» и новомодные экстрасенсы заполонили информационный вакуум, образовавший после крушения идеологических установок. Автор описывает в общем эту картину, избегая оценочных суждений. Это позволяет рассуждать вместе с читателем, в чем состоят поиски духовного пути. Жена Матвея – Василина, девушка с Байкала, внучка лесника, деда Ермолая. Она привносит чистоту и силу настоящих чувств, является связующим звеном, передавая энергетику таежный мест и великого озера в суету и кипение московской жизни.
Каждый поворот сюжета является определенной ступенью роста, самопознания и самореализации главного героя. Вот как об этом сказано: «Самореализация же – это эволюция, это великая услуга всему человечеству. Ведь тогда прекращается агрессивное, деструктивное и эгоистичное поведение каждого. Человек начинает сотрудничать с силами природы. Потому что его духовное развитие достигает вершины эволюции, он обретает внутреннюю гармонию и перестает быть помехой гармонии мира!»
Но пока режиссер Димов не обрел никакой «внутренней гармонии»: он резонирует на разрушительное воздействие внешних сил, однако ни смотря ни на что продолжает работу над фильмом. В этом ему помогают воспоминания о детстве, проведенном на берегах Байкала. В священном озере, как месте силы, он черпает вдохновение, воспринимает его влияние как мистический дар, как ниспосланный небесами светоносный источник, противостоящий надвигающейся Тьме.
Димов встречает свою музу – журналистку Валерию, а помощник режиссера Феликс пытается добыть деньги для продолжения съемок
С этим товаром ищут
Продавец ООО "НОВЫЙ КНИЖНЫЙ ЦЕНТР"
- ИНН: 7710422909
- ОГРН: 1027700282763
Комментарии на Скидосиках
Комментариев нет